Конкурс проводится для обучающихся 1-11 классов общеобразовательных организаций города Хабаровска и Хабаровского края.

  • Участие в конкурсе добровольное.
  • Конкурс проходит в дистанционном формате.

Условия и порядок проведения конкурса

  • Работы принимаются с 1 до 25 мая 2024 года включительно.
  • Проверка работ, поступивших на конкурс, проводится с 26 по 5 июня.
  • Работы, отправленные с нарушением срока и вне тематических направлений конкурса, к оцениванию не допускаются.
  • Объявление результатов произойдет на странице конкурса в День русского языка – 6 июня 2024 года.

Работы рассматриваются по трём возрастным группам:

  • учащиеся 1-4 классов;
  • учащиеся 5-8 классов;
  • учащиеся 9-11 классов.

Медиатворчество. Видеоролик, содержащий запись:

  • Видеопрочтение: выразительное или наизусть, отрывка согласно предложенному перечню (См. Тематическое направление конкурсных работ)
  • Доклад-презентация на тему «Кириллица в родных языках народов Амура»

Книжная страница, чистописание.

Рукописное оформление одного из предложенных отрывков в формате книги. Переложение современного текста на старославянскую, церковно-славянскую кириллицу. Работа в графических редакторах не допускается. Рекомендованы следующие объемы:

  • Не менее 2 строк учащиеся 1-4 классов (7-10 лет);
  • Не менее 4 строк учащиеся 5-8 классов (11-14 лет);
  • Не менее 6 строк учащиеся 9-11 классов (15-18 лет)

Литературное творчество.

Сочинение на тему «Разговор с автором или героем». (Личное письмо, адресованное герою или автору из тематического направления).

Участники конкурса в каждой номинации получат электронные сертификаты участника.

Победители и призеры конкурса в каждой номинации получат дипломы 1, 2 или 3 степени. Предусмотрены особые номинации жюри.

Тематика конкурсных работ

Произведения или их фрагменты, предложенные к прочтению, переписыванию или обращению в формате письма в соответствии с номинациями конкурса:

«Садко», «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Добрыня и Алёша Попович».

наизусть, с учетом ограничения времени ролика (до 3х минут)

 со слов «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой» до слов «И пир веселый им не в пир».

наизусть:

монолог Пимена «Еще одно, последнее сказанье…».

наизусть или выразительно по книге на древнерусском языке или в одном из вариантов перевода:

  • «Не пристало ли нам, братья, … за землю русскую»;
  • «Трубы трубят в Новгороде, стоят стяги в Путивле … О Русская земля! Уже за холмом ты!»;
  • «А Святослав тревожный сон видел … А мы, дружина, уже невеселы»;
  • «На Дунае Ярославнин голос слышится … к отчему золотому престолу».

наизусть или выразительно по книге на древнерусском языке или в одном из вариантов перевода:

«И жил Олег, княжа в Киеве, мир имел со всеми странами … И было всех лет княжения его тридцать и три»;

наизусть/выразительно по книге на древнерусском языке или в одном из вариантов перевода:

  • «Всего же более убогих не забывайте … ни над домом вашим, ни над обедом вашим»;
  • «На войну выйдя, не ленитесь … страх божий имейте превыше всего»

наизусть/выразительно по книге на древнерусском языке или в одном из вариантов перевода:

«О светло светлая и прекрасно украшенная … обрушилась беда на христиан»

Порядок оценивания, критерии:

Видеоролик с прочтением выбранного сюжета (наизусть или с книгой, возможно хорошее сюжетное видео с закадровым прочтением). Технические требования к готовым видеороликам: формат MP4, WebM, MOV, QT, FLV, AVI, размер не более 20 МБ, длительность ролика до 3 минут, разрешение 1080 p. Видео требуется загрузить на свой облачный сервис с открытым доступом, указать на него ссылку в форме заявки.  Объём работы: не более 3-х минут

Критерии оценивания работ:

  • Оригинальность идеи.
  • Композиционная стройность.
  • Качество стиля и языковая грамотность.
  • Качество речи, интонационная выразительность.
  • Оформление прочтения (звук, фон)

Необходимо создать одну книжную страницу, в которой предложенный текст должен быть представлен на древнеславянской или церковно-славянской кириллице. Возможно использовать древнерусскую азбуку из 40 букв или древнеславянскую из 49 букв. Необходимо использовать иллюстрации (собственные или известных художников), художественное оформление заглавных буквиц.

Критерии оценивания работ:

  1. Самостоятельность (срисованные или скопированные и разукрашенные страницы оцениваются нулем баллов)
  2. Языковая грамотность.
  3. Эстетизм написания и оформления.
  4. Целостность замысла.
  5. Использование буквицы в качестве начала текста страницы.
  6. Наличие иллюстрации и её соответствие теме

Это высказывание учащегося по тематике конкурса в художественной форме. Необходимо проявить чувство жанра и чувство стиля. Замысел и выбранный жанр должны соответствовать друг другу. Содержательные и формальные признаки выбранного жанра должны быть соблюдены. Объём работы: не более 4-х рукописных страниц формата А4, написанных красивым и понятным почерком. Допускается электронный формат: шрифт 14, интервал 1,5, не более 3-х страниц текста.

Критерии оценивания работ:

  • Оригинальность идеи и содержательность представленного литературного текста.
  • Соответствие текста выбранному жанру, чувство жанра.
  • Качество стиля, выразительность художественного языка.
  • Грамотность.
  • Композиционная стройность.

На видео Захар Сумин. Вариант прочтения для номинации «Медиатворчество»

Участник может выбрать один из предложенных фрагментов, произведений для прочтения или творческого осмысления, соответствующий его интересу и возрасту.

Путеводитель по номинациям

Библиотека

  • Зубок В. Дмитрий Лихачев. Жизнь и век. Вита Нова, 2016.
  • Лихачев Д.С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. Л.: Худож. лит., 1978.
  • Уроки Лихачева: методические рекомендации для учителей средних школ. Сост. О.Е. Лебедев. – СПб.: Изд-во «Бизнес-пресса», 2006.
  • Библиография Д.С. Лихачева. СПб., 2009.
  • Лихачев Д.С. Русское искусство: от древности до авангарда. СПб.: Искусство-СПБ, 2009.
  • Иликаев А.С. Мифы древних славян. Эксмо, 2014.
  • Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Словарь славянской мифологии. – Н. Новгород, 1995.
  • Рыжкова-Гришина Л.В. Волшебный букварь. М, 2004.
  • Голубцова О.Н. (Василиса) Ключи Буквицы. Методичка. Родович, 2022.
  • Василиса (О.Н. Голубцова) Сказ о золотой цепи образов русского языка. С приложениями, упражнениями, заданиями. Вариант, 2019.
  • Караваева М. Сказочная Буквица. Родович, 2019.
  • Чудинов В.  Русские руны. Поколение, 2006.
  • Левшунов Г. (Иван Царевич) Структура Древнесловенского языка. Т. 1-2. Родович, 2020, 2022.
  • Левшунов Г. (Иван Царевич) Сборник по чтению текстов на Древнерусском языке и Буквице. Родович, 2020.
  • Левшунов Г. (Иван Царевич) Прописи по Древнесловенской Буквице. Родович, 2020.
  • Жарникова С.В. Архаические корни традиционной культуры русского севера. Сборник научных статей. Вологда, изд-во «МДК», 2003. — https://www.booksite.ru/fulltext/zharnikova2/text.pdf. Здесь статья «Дорогами мифов (Пушкин и русская народная сказка)»

Архив прошлых лет