Конкурс проводится для обучающихся 1-11 классов общеобразовательных организаций города Хабаровска и Хабаровского края.
- Участие в конкурсе добровольное.
- Конкурс проходит в дистанционном формате.
Условия и порядок проведения конкурса
- Работы принимаются с 1 до 25 мая 2024 года включительно.
- Проверка работ, поступивших на конкурс, проводится с 26 по 5 июня.
- Работы, отправленные с нарушением срока и вне тематических направлений конкурса, к оцениванию не допускаются.
- Объявление результатов произойдет на странице конкурса в День русского языка – 6 июня 2024 года.
Работы рассматриваются по трём возрастным группам:
- учащиеся 1-4 классов;
- учащиеся 5-8 классов;
- учащиеся 9-11 классов.
Медиатворчество. Видеоролик, содержащий запись:
- Видеопрочтение: выразительное или наизусть, отрывка согласно предложенному перечню (См. Тематическое направление конкурсных работ)
- Доклад-презентация на тему «Кириллица в родных языках народов Амура»
Книжная страница, чистописание.
Рукописное оформление одного из предложенных отрывков в формате книги. Переложение современного текста на старославянскую, церковно-славянскую кириллицу. Работа в графических редакторах не допускается. Рекомендованы следующие объемы:
- Не менее 2 строк учащиеся 1-4 классов (7-10 лет);
- Не менее 4 строк учащиеся 5-8 классов (11-14 лет);
- Не менее 6 строк учащиеся 9-11 классов (15-18 лет)
Литературное творчество.
Сочинение на тему «Разговор с автором или героем». (Личное письмо, адресованное герою или автору из тематического направления).
Участники конкурса в каждой номинации получат электронные сертификаты участника.
Победители и призеры конкурса в каждой номинации получат дипломы 1, 2 или 3 степени. Предусмотрены особые номинации жюри.
Тематика конкурсных работ
Произведения или их фрагменты, предложенные к прочтению, переписыванию или обращению в формате письма в соответствии с номинациями конкурса:
«Садко», «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Добрыня и Алёша Попович».
наизусть, с учетом ограничения времени ролика (до 3х минут)
со слов «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой» до слов «И пир веселый им не в пир».
наизусть:
монолог Пимена «Еще одно, последнее сказанье…».
наизусть или выразительно по книге на древнерусском языке или в одном из вариантов перевода:
- «Не пристало ли нам, братья, … за землю русскую»;
- «Трубы трубят в Новгороде, стоят стяги в Путивле … О Русская земля! Уже за холмом ты!»;
- «А Святослав тревожный сон видел … А мы, дружина, уже невеселы»;
- «На Дунае Ярославнин голос слышится … к отчему золотому престолу».
наизусть или выразительно по книге на древнерусском языке или в одном из вариантов перевода:
«И жил Олег, княжа в Киеве, мир имел со всеми странами … И было всех лет княжения его тридцать и три»;
наизусть/выразительно по книге на древнерусском языке или в одном из вариантов перевода:
- «Всего же более убогих не забывайте … ни над домом вашим, ни над обедом вашим»;
- «На войну выйдя, не ленитесь … страх божий имейте превыше всего»
наизусть/выразительно по книге на древнерусском языке или в одном из вариантов перевода:
«О светло светлая и прекрасно украшенная … обрушилась беда на христиан»
Порядок оценивания, критерии:
Видеоролик с прочтением выбранного сюжета (наизусть или с книгой, возможно хорошее сюжетное видео с закадровым прочтением). Технические требования к готовым видеороликам: формат MP4, WebM, MOV, QT, FLV, AVI, размер не более 20 МБ, длительность ролика до 3 минут, разрешение 1080 p. Видео требуется загрузить на свой облачный сервис с открытым доступом, указать на него ссылку в форме заявки. Объём работы: не более 3-х минут
Критерии оценивания работ:
- Оригинальность идеи.
- Композиционная стройность.
- Качество стиля и языковая грамотность.
- Качество речи, интонационная выразительность.
- Оформление прочтения (звук, фон)
Необходимо создать одну книжную страницу, в которой предложенный текст должен быть представлен на древнеславянской или церковно-славянской кириллице. Возможно использовать древнерусскую азбуку из 40 букв или древнеславянскую из 49 букв. Необходимо использовать иллюстрации (собственные или известных художников), художественное оформление заглавных буквиц.
Критерии оценивания работ:
- Самостоятельность (срисованные или скопированные и разукрашенные страницы оцениваются нулем баллов)
- Языковая грамотность.
- Эстетизм написания и оформления.
- Целостность замысла.
- Использование буквицы в качестве начала текста страницы.
- Наличие иллюстрации и её соответствие теме
Это высказывание учащегося по тематике конкурса в художественной форме. Необходимо проявить чувство жанра и чувство стиля. Замысел и выбранный жанр должны соответствовать друг другу. Содержательные и формальные признаки выбранного жанра должны быть соблюдены. Объём работы: не более 4-х рукописных страниц формата А4, написанных красивым и понятным почерком. Допускается электронный формат: шрифт 14, интервал 1,5, не более 3-х страниц текста.
Критерии оценивания работ:
- Оригинальность идеи и содержательность представленного литературного текста.
- Соответствие текста выбранному жанру, чувство жанра.
- Качество стиля, выразительность художественного языка.
- Грамотность.
- Композиционная стройность.
На видео Захар Сумин. Вариант прочтения для номинации «Медиатворчество»
Участник может выбрать один из предложенных фрагментов, произведений для прочтения или творческого осмысления, соответствующий его интересу и возрасту.
Путеводитель по номинациям
Видеоролик с прочтением выбранного сюжета (наизусть или с книгой, возможно хорошее сюжетное видео с закадровым прочтением) или рассказа (для рассказа о роли кириллицы в родном языке, допустим формат)
Технические требования к готовым видеороликам: формат MP4, WebM, MOV, QT, FLV, AVI, размер не более 20 МБ, длительность ролика до 3 минут, разрешение 1080 p. Видео требуется загрузить на свой облачный сервис с открытым доступом, указать на него ссылку в форме заявки. Объём работы: не более 3-х минут
Критерии оценивания работ:
- Оригинальность идеи.
- Композиционная стройность.
- Качество стиля и языковая грамотность.
- Качество речи, интонационная выразительность.
- Оформление прочтения (звук, фон)
Литературное творчество
Это высказывание по тематике конкурса в художественной форме. Допускаются любые жанры: сказка, рассказ, стихотворение, притча, басня и др. Вам необходимо проявить чувство жанра и чувство стиля, т.е. соблюсти содержательные и формальные признаки выбранного жанра. Не забывайте, ваш замысел и выбранный жанр должны соответствовать друг другу!
Критерии оценивания
- Оригинальность идеи и содержательность представленного литературного текста.
- Соответствие текста выбранному жанру, чувство жанра.
- Качество стиля, выразительность художественного языка.
- Грамотность.
- Композиционная стройность.
Книжная страница
Создайте собственную страницу для книги!
Возьмите любимый текст на русском или на своем родном языке, в основе которого лежит кириллица, и создайте 1 страницу.
Нарисуйте ее от руки, Обязательно используйте буквицу (первая буква текста должна отличаться) и напишите несколько строк (подберите шрифт или придумайте свой).
Возможно, вам понадобится иллюстрация. Вы можете нарисовать ее самостоятельно или воспользоваться работами художников (в этом случае обязательно подпишите автора)
Критерии оценивания:
- Самостоятельность (срисованные или скопированные и разукрашенные страницы оцениваются нулем баллов)
- Языковая грамотность.
- Эстетизм написания и оформления.
- Целостность замысла.
- Использование буквицы в качестве начала текста страницы.
- Наличие иллюстрации и её соответствие теме
Библиотека
И.А.Горячева. Церковнославянские прописи и уроки орнамента. Часть 1
И.А.Горячева. Церковнославянские прописи и уроки орнамента. Часть 2
И.А.Горячева. Церковнославянские прописи и уроки орнамента. Часть 3
И.А.Горячева. Церковнославянские прописи и уроки орнамента. Часть 4
И.А.Горячева. Церковнославянские прописи и уроки орнамента. Часть 5
- Зубок В. Дмитрий Лихачев. Жизнь и век. Вита Нова, 2016.
- Лихачев Д.С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. Л.: Худож. лит., 1978.
- Уроки Лихачева: методические рекомендации для учителей средних школ. Сост. О.Е. Лебедев. – СПб.: Изд-во «Бизнес-пресса», 2006.
- Библиография Д.С. Лихачева. СПб., 2009.
- Лихачев Д.С. Русское искусство: от древности до авангарда. СПб.: Искусство-СПБ, 2009.
- Иликаев А.С. Мифы древних славян. Эксмо, 2014.
- Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Словарь славянской мифологии. – Н. Новгород, 1995.
- Рыжкова-Гришина Л.В. Волшебный букварь. М, 2004.
- Голубцова О.Н. (Василиса) Ключи Буквицы. Методичка. Родович, 2022.
- Василиса (О.Н. Голубцова) Сказ о золотой цепи образов русского языка. С приложениями, упражнениями, заданиями. Вариант, 2019.
- Караваева М. Сказочная Буквица. Родович, 2019.
- Чудинов В. Русские руны. Поколение, 2006.
- Левшунов Г. (Иван Царевич) Структура Древнесловенского языка. Т. 1-2. Родович, 2020, 2022.
- Левшунов Г. (Иван Царевич) Сборник по чтению текстов на Древнерусском языке и Буквице. Родович, 2020.
- Левшунов Г. (Иван Царевич) Прописи по Древнесловенской Буквице. Родович, 2020.
- Жарникова С.В. Архаические корни традиционной культуры русского севера. Сборник научных статей. Вологда, изд-во «МДК», 2003. — https://www.booksite.ru/fulltext/zharnikova2/text.pdf. Здесь статья «Дорогами мифов (Пушкин и русская народная сказка)»
в работе