В целях поддержки детского и юношеского чтения, развития письменной речи обучающихся, привлечения внимания к совершенствованию использования детьми и юношеством русского языка с 10 апреля по 2 ноября 2023 года проводится Всероссийский конкурс сочинений.

Основное из Положения о Конкурсе:

Конкурс проводится среди 5 возрастных групп участников Конкурса:

  • 1- я группа — обучающиеся 4—5 классов;
  • 2- я группа — обучающиеся 6-7 классов;
  • 3- я группа — обучающиеся 8—9 классов;
  • 4- я группа — обучающиеся 10-11 классов;
  • 5- я группа — студенты профессиональных образовательных организаций, обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования.

1) «Как утро нужно считать самой лучшей частью суток, как весна — самое прекрасное время года, так детство — самая яркая пора человеческой жизни» (В.А. Солоухин): 2018-2027 годы — Десятилетие детства в России;

2) «Что может быть честнее и благороднее, как учить других тому, что сам наилучшим образом знаешь…» (Марк Фабий Квинтилиан): 2023 год — Год педагога и наставника;

3) «Сделать как можно более пользы моему Отечеству — вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все свои способности» (К.Д. Ушинский): 200 лет со дня рождения К.Д. Ушинского, русского педагога, писателя, основоположника научной педагогики в России;

4) «Он сердцем помнил: береги // Вот эти мирные границы, — // Не раз, как волны, шли враги, // Чтоб о гранит его разбиться» (Н.С. Тихонов): 80-летие полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады;

5) «Победоносная защита Сталинграда является одним из подвигов, о которых история всегда будет рассказывать с величайшим благоговением…» (Томас Манн): 80-летие победы в Сталинградской битве;

6) «В результате Курской битвы Советские Вооруженные Силы нанесли врагу такое поражение, от которого фашистская Германия уже никогда не смогла оправиться» (А.М. Василевский): 80-летие победы в Курской битве;
7) «Надеюсь на море» (девиз И.Ф. Крузенштерна): 220 лет со дня начала первого русского кругосветного плавания под руководством И.Ф. Крузенштерна;

8) «Голос совести и вера в будущее не позволяют подлинному писателю прожить на земле, как пустоцвет, и не передать людям с полной щедростью всего огромного разнообразия мыслей и чувств, наполняющих его самого» (К.Г. Паустовский): юбилеи российских писателей и поэтов в 2023 году. В.А. Жуковский (240 лет), Ф.И. Тютчев (220 лет), А.Н. Островский (200 лет), М.М. Пришвин (150 лет), В.Я. Брюсов (150 лет), А.Н. Толстой (140 лет), B. В. Маяковский (130 лет), Н.А. Заболоцкий (120 лет), В.Ю. Драгунский (110 лет), C. В. Михалков (110 лет), Р.Г. Гамзатов (100 лет), Е.А. Евтушенко (90 лет), А.А. Вознесенский (90 лет);

9) «Все хорошие книги сходны в одном, — когда вы дочитываете до конца, вам кажется, что все это случилось с вами, и так оно всегда при вас и останется» (Эрнест Хемингуэй): юбилеи литературных произведений в 2023 году.

  • 200 лет с даты первой публикации романа «Квентин Дорвард» Вальтера Скотта,
  • 190 лет с даты первого полного издания романа в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкина,
  • 180 лет с даты написания сказки «Гадкий утенок» Ганса Христиана Андерсена,
  • 160 лет с даты первой публикации романа «Князь Серебряный» А.К. Толстого,
  • 160 лет с даты написания поэмы «Мороз, Красный нос» Н.А. Некрасова,
  • 150 лет с даты написания повести «Очарованный странник» Н.С. Лескова,
  • 150 лет с даты написания пьесы-сказки «Снегурочка» А.Н. Островского,
  • 140 лет с даты первой публикации рассказа «Гуттаперчевый мальчик» Д.В. Григоровича,
  • 130 лет с даты первой публикации рассказа «Серая шейка» Д.Н. Мамина-Сибиряка,
  • 120 лет с даты написания рассказа «После бала» Л.Н. Толстого,
  • 120 лет с даты написания пьесы «Вишневый сад» А.П. Чехова,
  • 110 лет с даты написания повести «Детство» М. Горького,
  • 110 лет с даты написания стихотворения «Береза» С.А. Есенина,
  • 100 лет с даты первой публикации повести «Алые паруса» А.С. Грина,
  • 100 лет с даты первой публикации романа «Дерсу Узала» В.К. Арсеньева,
  • 100 лет с даты публикации сказок «Мойдодыр» и «Тараканище» К.И. Чуковского,
  • 90 лет с даты публикации «Сказки о военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове» А.П. Гайдара,
  • 80 лет с даты публикации рассказа «Лесная капель» М.М. Пришвина,
  • 80 лет с даты первой публикации повести-сказки «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери,
  • 60 лет с даты первой публикации поэмы «Теркин на том свете» А.Т. Твардовского;

10) «Культура — это душа нации» (Д.С. Лихачев): 125 лет Государственному Русскому музею.

11) «Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье, но каждая семья является, прежде всего, большим делом, имеющим государственное значение (А.С. Макаренко): Концепция государственной семейной политики в России на период до 2025 года

Сочинение пишется участником Конкурса в прозе в жанре рассказа, сказки, письма, дневника, заочной экскурсии, очерка, репортажа, интервью, слова, эссе, рецензии.

Совмещение жанров не допускается.

Поэтические тексты сочинений не принимаются.

 

РАССКАЗ

небольшое повествовательное литературное произведение, содержащее развернутое и законченное повествование о каком-либо отдельном событии из жизни героя. Рассказ содержит малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеет одну сюжетную линию

СКАЗКА

эпическое произведение фантастического, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. В сказке ставятся эстетические, моральные, социальные проблемы

ПИСЬМО

эпистолярный жанр литературы, художественное или публицистическое произведение подлинного или вымышленного характера; обращение автора к определенному лицу с постановкой какого-либо важного вопроса или к широкому кругу читателей с целью привлечения внимания к какому-либо факту или явлению действительности

ДНЕВНИК

форма повествования, которое ведется от первого лица (реального или вымышленного). Дневник содержит записи о текущих событиях, представляемых в хронологическом порядке. Этим обусловлена композиция дневника: разбиение текста на части обусловлено датой произошедшего события. Рассказ о событиях всегда ведется от первого лица, выбор темы дневниковых записей определяется личными интересами автора

ЗАОЧНАЯ ЭКСКУРСИЯ

Разновидность текста-описания, объектом которого является какая- либо достопримечательность. 2. Разновидность очерка, посвященного какому-либо историко-культурному памятнику, в котором в равных долях присутствуют элементы описания, повествования и рассуждения

ОЧЕРК

в художественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы. Публицистический, в том числе документальный очерк излагает и анализирует реальные факты и явления общественной жизни, как правило, в сопровождении прямого их истолкования автором. В основе очерка, как правило, лежит непосредственное изучение автором своего объекта. Основной признак очерка — писание с натуры

РЕПОРТАЖ

жанр журналистики, оперативно сообщающий широкому кругу людей о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является автор. В композиции репортажа можно выделить три части: 1) экспозиция (краткое описание места, времени, участников события); 2) информационный блок (характеристика события, диалоги с участниками, описание деталей, которые, по мнению автора, наиболее точно отражают суть происходящего); 3) заключительная часть (краткая авторская оценка события, которому посвящен репортаж)

ИНТЕРВЬЮ

жанр публицистики, представляющий собой беседу интервьюера и интервьюируемого, обменивающихся информацией (взглядами, фактами, сведениями мнениями), представляющей интерес для публики

СЛОВО

литературное произведение в форме ораторской речи, проповеди или послания. В древнерусской литературе – название произведений поучительного характера, «учительная проза» риторико-публицистического характера. Чаще всего «слово похвальное» требовало изустного произнесения, но, создаваясь заранее (в письменном варианте), оставалось в национальной культуре письменным произведением

ЭССЕ

жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы; прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу. Главную роль в эссе играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций. Выбор темы эссе определяется личным интересом автора

РЕЦЕНЗИЯ

критическая статья или заметка, в которой содержится критический разбор произведения — художественного, научного, публицистического характера и т. п., — дающий информацию об этом произведении и его оценку. Рецензия, оценивающая несколько произведений, объединённых по какому-либо признаку, называется обозрением. Предметом рецензии являются информационные явления – книги, брошюры, спектакли, кинофильмы, телепередачи. Суть рецензии – выразить отношение рецензента к исследуемому произведению

Региональный этап Конкурса проводится в срок с 10 апреля по 6 октября 2023 года (включительно).

  • Прием сочинений на региональный этап Конкурса завершается не позднее 29 сентября 2023 года.

Федеральный этап Конкурса проводится с 9 октября по 2 ноября 2023 года (включительно).

Итоги федерального этапа размещаются на сайте Конкурса не позднее 30 октября 2023 года.

  1. Участники Конкурса выполняют сочинение в письменном виде на официальном бланке темными чернилами синего цвета (Приложение № 2).
  2. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья могут представить сочинение на официальном бланке в печатном виде (в формате Word).
  3. Каждый участник Конкурса имеет право представить на Конкурс одно сочинение.
  4. Сочинения, участвовавшие в других конкурсах, к участию в Конкурсе не допускаются.
  5. Объем сочинения не регламентирован и не может служить основанием для отказа в его приеме на Конкурс или оказывать влияние на оценку работы. 
  6. На федеральный этап Конкурса принимаются отсканированные копии рукописных сочинений в формате pdf. К отсканированному сочинению прилагается копия сочинения в формате Word (doc или docx). При отсутствии одного из указанных вариантов сочинение на федеральный этап Конкурса не принимается.
  7. На всех этапах Конкурса жюри Конкурса проверяет сочинения на наличие некорректных заимствований. В случае выявления на федеральном этапе Конкурса низкого процента уникальности текста (менее 75%) участник Конкурса лишается права на дальнейшее участие в Конкурсе и не включается в список финалистов.

1) формулировка темы сочинения: уместность, самостоятельность, оригинальность;

2) содержание сочинения:

  • соответствие выбранному тематическому направлению;
  • соответствие выбранной теме;
  • полнота раскрытия темы;
  • оригинальность авторского замысла;
  • корректное использование литературного, исторического, биографического, научного и других материалов;
  • воплощенность идейного замысла;

3) жанровое и языковое своеобразие сочинения:

  • соответствие сочинения выбранному жанру;
  • цельность, логичность и соразмерность композиции;
  • богатство лексики и разнообразие синтаксических конструкций; точность, ясность и выразительность речи;
  • целесообразность использования языковых средств;
  • стилевое единство;

4 ) грамотность сочинения:

  • соблюдение орфографических норм русского языка;
  • соблюдение пунктуационных норм русского языка;
  • соблюдение языковых норм (правил употребления слов, грамматических форм и стилистических ресурсов).

 

1. Заявка (pdf) на участие в Конкурсе.

2. Сопроводительный лист (pdf).

3. Конкурсное сочинение — печатный вариант (doc).

4. Конкурсное сочинение — рукописный вариант (pdf) на бланке.

5. Конкурсное сочинение — рукописный вариант без титульного листа (pdf).

6. Согласие на обработку персональных данных (pdf) регионального координатора.

7. Согласие на обработку персональных данных (pdf) участника / законного представителя (для несовершеннолетних обучающихся).

8. Согласие на обработку персональных данных (pdf) педагога, обеспечивающего педагогическое сопровождение участника.

Наличие заявки является обязательным. Все позиции, обозначенные в заявке, обязательны для заполнения.

Заявка может быть заполнена как в рукописном виде, так и в печатном.

Название образовательной организации заполняется в соответствии с Уставом образовательной организации (далее — 00).

Скриншот страницы Устава с названием ОО прикрепляется к заявке.

Заявка заверяется подписью руководителя / заместителя руководителя образовательной организации и печатью.

Официальные документы

Бланки документов будут выложены на сайте по мере их размещения на официальном ресурсе конкурса