О конкурсе
Организатор конкурса – Краевое государственное автономное нетиповое образовательное учреждение «Краевой центр образования».
Конкурс проводится с целью приобщения детей и юношества к духовному наследию России, воспитания любви к Отечеству, а также уважения к памятным датам славного исторического прошлого своего народа.
1 мая 2023 начинает работу традиционный ежегодный конкурс «Славянская память».
Сегодня мы все чаще задаем вопрос «кто мы?», «откуда пришли и куда идем?» Изучение древнеславянской истории и культуры становится все более популярным. Люди строят родовые поместья и деревянные храмы, чертят генеалогические древа, возрождают древние ремесла, праздники, одежду. По древнеславянскому календарю мы переживаем рубеж между эпохой Лисы-Мары и Волка-Велеса. Велес – это бог Правды и Творящего слова. Наверное поэтому интерес к древнеславянскому языку столь велик среди современных россиян.
Цель конкурса – исследование ведических истоков нашей культуры и языка, допущение в поле исследовательского внимания идеи арктического происхождения индоевропейской общности народов, а следовательно многотысячелетней древности славянского этноса, его культуры и письменности. Вспомним, образ России – Скифии, «белой Индии» в поэзии В. Брюсова, А. Блока, Н. Клюева и др. Давайте предоставим школьникам, их родителям и педагогам в рамках нашего конкурса объединить свои усилия в поисках основ русской национальной идентичности, понимая, что этот путь не застрахован от ошибок.
Только интегрированный подход может обеспечить успешность пути познания. Изучение языка, истории, литературы, искусства, быта должно осуществляться в тесной связи друг с другом. Интегрированный подход определил характер тематических направлений конкурса.
Приглашаем к участию активных, самостоятельно мыслящих участников!
Исследовательский марафон завершится 25 мая 2023 г.
Библиотека и список рекомендованной литературы, видео-лекции Анастасии Викторовны размещены здесь
Брейтман Анастасия Викторовна, методист Центра инновационного развития КГАНОУ КЦО г. Хабаровска, кандидат филологических наук
Основное из Положения о Конкурсе:
- Д.С. Лихачев великий исследователь литературы Древней Руси
- Современное звучание «Слова о полку Игореве»
- Славянская мифология и современная культура
- Буквица как мировоззрение древних славян
- Образы древнеславянской Буквицы
- Кириллица и руница
- Древнеславянские корни сказок Пушкина
Для номинации Книжная страница дополнительные направления:
- Кириллица в жизни моего народа
- Легенды и мифы моего народа на кириллице
- Книжная страница
- Книжная страница
- Сочинение-исследование
- Литературное творчество
Работы принимаются с 1 по 25 мая
Работа комиссии с 25 мая по 5 июня
Объявление результатов 6 июня
- В номинациях Сочинение-исследование и Литературное творчество жюри Конкурса проверяет работы на наличие некорректных заимствований. В случае выявления низкого процента уникальности текста (менее 75%) участник Конкурса получает 0 баллов по критерию «самостоятельность» и не может претендовать на призовое место.
- В номинации «Книжная страница» допускается творческое осмысление любого текста (в рамках предложенных номинаций) на родном языке
1. Заявка на участие в Конкурсе.
2. Конкурсная работа
3. Согласие на обработку персональных данных (pdf) участника / законного представителя (для несовершеннолетних обучающихся).
Наличие заявки является обязательным. Все позиции, обозначенные в заявке, обязательны для заполнения.
Заявка может быть заполнена как в рукописном виде, так и в печатном.
Название образовательной организации заполняется в соответствии с Уставом образовательной организации
Путеводитель по номинациям
Литературное творчество
Это высказывание по тематике конкурса в художественной форме. Допускаются любые жанры: сказка, рассказ, стихотворение, притча, басня и др. Вам необходимо проявить чувство жанра и чувство стиля, т.е. соблюсти содержательные и формальные признаки выбранного жанра. Не забывайте, ваш замысел и выбранный жанр должны соответствовать друг другу!
Критерии оценивания
- Оригинальность идеи и содержательность представленного литературного текста.
- Соответствие текста выбранному жанру.
- Качество стиля, выразительность языка.
Сочинение-исследование
Это самостоятельное высказывание-рассуждение по проблеме, в котором есть опора на существующие источники и присутствуют элементы самостоятельного исследования. Объем сочинения 4 с. Сканы рукописного текста, написанного понятным красивым почерком.
Для сочинений учащихся 7-11 класса обязателен план, список использованных источников в конце текста. Сведения из использованных источников нужно передавать своими словами. Незаковыченные цитаты не допускаются. Правила оформления те же, что приняты для проектов.
Критерии оценивания
- Оригинальность и глубина содержания сочинения.
- Эрудиция, знание источников и историко-культурного контекста исследуемого явления.
- Композиционная стройность
- Качество стиля.
- Наличие плана и списка использованной литературы.
Книжная страница
Создайте собственную страницу для книги!
Нарисуйте ее от руки или с помощью графического редактора.
Возьмите любимый текст на русском или на своем родном языке, в основе которого лежит кириллица, и создайте 1 страницу.
Обязательно используйте буквицу (первая буква текста должна отличаться) и напишите несколько строк (подберите шрифт или придумайте свой).
Возможно, вам понадобится иллюстрация. Вы можете нарисовать ее самостоятельно или воспользоваться работами художников (в этом случае обязательно подпишите автора)
Критерии оценивания:
Лекции А.В. Брейтман (специально для конкурса)
Библиотека
И.А.Горячева. Церковнославянские прописи и уроки орнамента. Часть 1
И.А.Горячева. Церковнославянские прописи и уроки орнамента. Часть 2
И.А.Горячева. Церковнославянские прописи и уроки орнамента. Часть 3
И.А.Горячева. Церковнославянские прописи и уроки орнамента. Часть 4
И.А.Горячева. Церковнославянские прописи и уроки орнамента. Часть 5
- Зубок В. Дмитрий Лихачев. Жизнь и век. Вита Нова, 2016.
- Лихачев Д.С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. Л.: Худож. лит., 1978.
- Уроки Лихачева: методические рекомендации для учителей средних школ. Сост. О.Е. Лебедев. – СПб.: Изд-во «Бизнес-пресса», 2006.
- Библиография Д.С. Лихачева. СПб., 2009.
- Лихачев Д.С. Русское искусство: от древности до авангарда. СПб.: Искусство-СПБ, 2009.
- Иликаев А.С. Мифы древних славян. Эксмо, 2014.
- Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Словарь славянской мифологии. – Н. Новгород, 1995.
- Рыжкова-Гришина Л.В. Волшебный букварь. М, 2004.
- Голубцова О.Н. (Василиса) Ключи Буквицы. Методичка. Родович, 2022.
- Василиса (О.Н. Голубцова) Сказ о золотой цепи образов русского языка. С приложениями, упражнениями, заданиями. Вариант, 2019.
- Караваева М. Сказочная Буквица. Родович, 2019.
- Чудинов В. Русские руны. Поколение, 2006.
- Левшунов Г. (Иван Царевич) Структура Древнесловенского языка. Т. 1-2. Родович, 2020, 2022.
- Левшунов Г. (Иван Царевич) Сборник по чтению текстов на Древнерусском языке и Буквице. Родович, 2020.
- Левшунов Г. (Иван Царевич) Прописи по Древнесловенской Буквице. Родович, 2020.
- Жарникова С.В. Архаические корни традиционной культуры русского севера. Сборник научных статей. Вологда, изд-во «МДК», 2003. — https://www.booksite.ru/fulltext/zharnikova2/text.pdf. Здесь статья «Дорогами мифов (Пушкин и русская народная сказка)»
в работе