
Уважаемы коллеги!
В целях поддержки детского и юношеского чтения, развития письменной речи обучающихся, привлечения внимания к совершенствованию использования детьми и юношеством русского языка с 1 июня по 30 ноября 2025 года проводится Всероссийский конкурс сочинений.
Работы на региональный этап принимаются до 29 сентября включительно.
Конкурс проводится среди 5 возрастных групп участников Конкурса:
- 1- я группа — обучающиеся 4—5 классов;
- 2- я группа — обучающиеся 6-7 классов;
- 3- я группа — обучающиеся 8—9 классов;
- 4- я группа — обучающиеся 10-11 классов;
- 5- я группа — студенты профессиональных образовательных организаций, обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования.
Ребята должны подготовить работу по одному из 14 тематических направлений:
- «Никто не забыт, ничто не забыто!» (О.Ф. Берггольц): 80-летие Победы в Великой Отечественной войне.
- «Родина наша – колыбель героев» (А.Н. Толстой): юбилеи великих русских полководцев (295 лет со дня рождения А.В. Суворова; 280 лет со дня рождения М.И. Голенищева-Кутузова).
- «Родина бывает разная, но у всех она одна!» (З.Н. Александрова): Россия – многонациональная страна.
- «Дивишься драгоценности нашего языка» (Н.В. Гоголь): 125 лет со дня рождения С.И. Ожегова.
- «Какой чистый и какой русский поэт!» (М. Горький): 130 лет со дня рождения С.А. Есенина.
- «Все мы родом из детства» (Антуан де Сент-Экзюпери): 100-летие Международного детского центра «Артек»; 100-летие со дня основания газеты для детей «Пионерская правда».
- «Нам песня строить и жить помогает» (В.И. Лебедев-Кумач): 125 лет со дня рождения советского композитора И.О. Дунаевского; 120 лет со дня рождения советского композитора и дирижера Б.А. Александрова.
- «Величайшее сокровище – хорошая библиотека» (В.Г. Белинский): 230 лет со дня основания Императорской публичной библиотеки – первой общедоступной библиотеки в России.
- «Мы умираем, а искусство остается» (А.А. Блок): к юбилеям поэтов/писателей/драматургов (230 лет со дня рождения А.С. Грибоедова; 225 лет со дня рождения Е.А. Баратынского; 165 лет со дня рождения А.П. Чехова; 135 лет со дня рождения Б.Л. Пастернака; 120 лет со дня рождения М.А. Шолохова).
- «Науки юношей питают» (М.В. Ломоносов): 270 лет Московскому государственному университету им. М.В. Ломоносова.
- «Сквозь огонь и стужу мы прошли» (К.М. Симонов): 100-летие ТАСС (Телеграфного агентства Советского Союза).
- «О спорт, ты мир!»: 45 лет XXII Олимпийским играм в Москве.
- «Спешите делать добро!»: о роли милосердия в современном обществе.
- «Ветер дальних странствий»: 255 лет со дня рождения русского мореплавателя И.Ф. Крузенштерна; 325 лет со дня рождения русского полярного исследователя С.И. Челюскина.
Сочинение пишется участником Конкурса в прозе в жанре рассказа, сказки, письма, дневника, заочной экскурсии, очерка, репортажа, интервью, слова, эссе, рецензии.
Совмещение жанров не допускается.
Поэтические тексты сочинений не принимаются.
РАССКАЗ
небольшое повествовательное литературное произведение, содержащее развернутое и законченное повествование о каком-либо отдельном событии из жизни героя. Рассказ содержит малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеет одну сюжетную линию
СКАЗКА
эпическое произведение фантастического, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. В сказке ставятся эстетические, моральные, социальные проблемы
ПИСЬМО
эпистолярный жанр литературы, художественное или публицистическое произведение подлинного или вымышленного характера; обращение автора к определенному лицу с постановкой какого-либо важного вопроса или к широкому кругу читателей с целью привлечения внимания к какому-либо факту или явлению действительности
ДНЕВНИК
форма повествования, которое ведется от первого лица (реального или вымышленного). Дневник содержит записи о текущих событиях, представляемых в хронологическом порядке. Этим обусловлена композиция дневника: разбиение текста на части обусловлено датой произошедшего события. Рассказ о событиях всегда ведется от первого лица, выбор темы дневниковых записей определяется личными интересами автора
ЗАОЧНАЯ ЭКСКУРСИЯ
Разновидность текста-описания, объектом которого является какая- либо достопримечательность. 2. Разновидность очерка, посвященного какому-либо историко-культурному памятнику, в котором в равных долях присутствуют элементы описания, повествования и рассуждения
ОЧЕРК
в художественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы. Публицистический, в том числе документальный очерк излагает и анализирует реальные факты и явления общественной жизни, как правило, в сопровождении прямого их истолкования автором. В основе очерка, как правило, лежит непосредственное изучение автором своего объекта. Основной признак очерка — писание с натуры
РЕПОРТАЖ
жанр журналистики, оперативно сообщающий широкому кругу людей о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является автор. В композиции репортажа можно выделить три части: 1) экспозиция (краткое описание места, времени, участников события); 2) информационный блок (характеристика события, диалоги с участниками, описание деталей, которые, по мнению автора, наиболее точно отражают суть происходящего); 3) заключительная часть (краткая авторская оценка события, которому посвящен репортаж)
ИНТЕРВЬЮ
жанр публицистики, представляющий собой беседу интервьюера и интервьюируемого, обменивающихся информацией (взглядами, фактами, сведениями мнениями), представляющей интерес для публики
СЛОВО
литературное произведение в форме ораторской речи, проповеди или послания. В древнерусской литературе – название произведений поучительного характера, «учительная проза» риторико-публицистического характера. Чаще всего «слово похвальное» требовало изустного произнесения, но, создаваясь заранее (в письменном варианте), оставалось в национальной культуре письменным произведением
ЭССЕ
жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы; прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу. Главную роль в эссе играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций. Выбор темы эссе определяется личным интересом автора
РЕЦЕНЗИЯ
критическая статья или заметка, в которой содержится критический разбор произведения — художественного, научного, публицистического характера и т. п., — дающий информацию об этом произведении и его оценку. Рецензия, оценивающая несколько произведений, объединённых по какому-либо признаку, называется обозрением. Предметом рецензии являются информационные явления – книги, брошюры, спектакли, кинофильмы, телепередачи. Суть рецензии – выразить отношение рецензента к исследуемому произведению
Первый этап Конкурса проводится в образовательных организациях, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования с 1 июня по 20 сентября 2025 г. в очной форме;
Второй этап Конкурса проводится органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования (далее – ОМСУ), в заочной форме с 20 по 29 сентября 2025 г. (далее – муниципальный этап);
Третий этап Конкурса проводится в заочной форме с 1 октября по 10 октября 2025 г. (далее – краевой этап).
Работы на краевой этап конкурса принимаются до 30 сентября включительно только при помощи формы-заявки.
- Участники Конкурса выполняют сочинение в письменном виде на официальном бланке темными чернилами синего цвета (Приложение № 2).
- Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья могут представить сочинение на официальном бланке в печатном виде (в формате Word).
- Каждый участник Конкурса имеет право представить на Конкурс одно сочинение.
- Сочинения, участвовавшие в других конкурсах, к участию в Конкурсе не допускаются.
- Объем сочинения не регламентирован и не может служить основанием для отказа в его приеме на Конкурс или оказывать влияние на оценку работы.
- На федеральный этап Конкурса принимаются отсканированные копии рукописных сочинений в формате pdf. К отсканированному сочинению прилагается копия сочинения в формате Word (doc или docx). При отсутствии одного из указанных вариантов сочинение на федеральный этап Конкурса не принимается.
- На всех этапах Конкурса жюри Конкурса проверяет сочинения на наличие некорректных заимствований. В случае выявления на федеральном этапе Конкурса низкого процента уникальности текста (менее 75%) участник Конкурса лишается права на дальнейшее участие в Конкурсе и не включается в список финалистов.
1) формулировка темы сочинения: уместность, самостоятельность, оригинальность;
2) содержание сочинения:
- соответствие выбранному тематическому направлению;
- соответствие выбранной теме;
- полнота раскрытия темы;
- оригинальность авторского замысла;
- корректное использование литературного, исторического, биографического, научного и других материалов;
- воплощенность идейного замысла;
3) жанровое и языковое своеобразие сочинения:
- соответствие сочинения выбранному жанру;
- цельность, логичность и соразмерность композиции;
- богатство лексики и разнообразие синтаксических конструкций; точность, ясность и выразительность речи;
- целесообразность использования языковых средств;
- стилевое единство;
4 ) грамотность сочинения:
- соблюдение орфографических норм русского языка;
- соблюдение пунктуационных норм русского языка;
- соблюдение языковых норм (правил употребления слов, грамматических форм и стилистических ресурсов).
1. Заявка (pdf) на участие в Конкурсе.
2. Сопроводительный лист (pdf).
3. Конкурсное сочинение — печатный вариант (doc).
4. Конкурсное сочинение — рукописный вариант (pdf) на бланке.
5. Конкурсное сочинение — рукописный вариант без титульного листа (pdf).
6. Согласие на обработку персональных данных (pdf) регионального координатора.
7. Согласие на обработку персональных данных (pdf) участника / законного представителя (для несовершеннолетних обучающихся).
8. Согласие на обработку персональных данных (pdf) педагога, обеспечивающего педагогическое сопровождение участника.
Наличие заявки является обязательным. Все позиции, обозначенные в заявке, обязательны для заполнения.
Заявка может быть заполнена как в рукописном виде, так и в печатном.
Название образовательной организации заполняется в соответствии с Уставом образовательной организации (далее — 00).
Скриншот страницы Устава с названием ОО прикрепляется к заявке.
Заявка заверяется подписью руководителя / заместителя руководителя образовательной организации и печатью.
На краевой этап принимаются:
от краевых образовательных организаций – конкурсные работы, занявшие первую позицию в каждой группе рейтингового списка первого этапа Конкурса;
от ОМСУ – конкурсные работы, занявшие первую позицию в каждой группе рейтингового списка второго этапа.
В случае, когда у участника оказывается количество баллов такое же, как и у следующих за ним в рейтинговом списке, решение о направлении конкурсных работ на следующий этап Конкурса принимается организационным комитетом соответствующего этапа Конкурса, но в каждой категории – не более трех.

Документы
- Заявка на участие в ВКС
- Бланк конкурсной работы
- Согласие на обработку данных совершеннолетнего участника
- Согласие на обработку данных несовершеннолетнего участника
- Согласие совершеннолетнего участника на распространение информации
- Согласие законного представителя несовершеннолетнего участника на распространение информации
- Согласие педагога
Внимание! Проследите, чтобы во всех документах и онлайн-заявке название школы было написано по Уставу (полное название!)
К заявке не забудьте приложить копию страницы с Уставом школы
Контакты операторов конкурса
название | ответственный | электронный адре | телефон |
г.Комсомольск-на-Амуре | Васенко Ольга Игоревна | olga-baturina@bk.ru | +7 4217 52-26-33 |
Хабаровский муниципальный район Хабаровского края | Бычкова Галина Николаевна | +7 4212 38-19-61 | |
г. Хабаровск | Мишина Александра Сергеевна | aleksa_1693@mail.ru | +7 4212 32-46-27 |
Вяземский муниципальный район | Ярославцева Тамара Викторовна | TamaricYaric2009@yandex.ru | +7 4215 33-15-30 |
муниципальный район имени Полины Осипенко Хабаровский край | Пляскина Антонина Сергеевна | rano_p_o@mail.ru | +7 4214 42-15-01 |
Советско-Гаванский муниципальный район | Петько Ирина Петровна | petkoiria@yandex.ru | +7 4213 84-52-12 |
Бикинский муниципальный район | Курган Наталья Николаевна | bikin-rmc@yandex.ru |
Кравченко Ирина Николаевна, inkravchenko@khv.gov.ru
Мальцева Татьяна Владимировна, +79625023151 (только письменные сообщения) margadon2001@mail.ru