Уважаемы коллеги!

В целях поддержки детского и юношеского чтения, развития письменной речи обучающихся, привлечения внимания к совершенствованию использования детьми и юношеством русского языка с 1 июня по 30 ноября 2025 года проводится Всероссийский конкурс сочинений.

Работы на региональный этап принимаются до 29 сентября включительно.

Конкурс проводится среди 5 возрастных групп участников Конкурса:

  • 1- я группа — обучающиеся 4—5 классов;
  • 2- я группа — обучающиеся 6-7 классов;
  • 3- я группа — обучающиеся 8—9 классов;
  • 4- я группа — обучающиеся 10-11 классов;
  • 5- я группа — студенты профессиональных образовательных организаций, обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования.

Ребята должны подготовить работу по одному из 14 тематических направлений:

  1. «Никто не забыт, ничто не забыто!» (О.Ф. Берггольц): 80-летие Победы в Великой Отечественной войне.
  2. «Родина наша – колыбель героев» (А.Н. Толстой): юбилеи великих русских полководцев (295 лет со дня рождения А.В. Суворова; 280 лет со дня рождения М.И. Голенищева-Кутузова).
  3. «Родина бывает разная, но у всех она одна!» (З.Н. Александрова): Россия – многонациональная страна.
  4. «Дивишься драгоценности нашего языка» (Н.В. Гоголь): 125 лет со дня рождения С.И. Ожегова.
  5. «Какой чистый и какой русский поэт!» (М. Горький): 130 лет со дня рождения С.А. Есенина.
  6. «Все мы родом из детства» (Антуан де Сент-Экзюпери): 100-летие Международного детского центра «Артек»; 100-летие со дня основания газеты для детей «Пионерская правда».
  7. «Нам песня строить и жить помогает» (В.И. Лебедев-Кумач): 125 лет со дня рождения советского композитора И.О. Дунаевского; 120 лет со дня рождения советского композитора и дирижера Б.А. Александрова.
  8. «Величайшее сокровище – хорошая библиотека» (В.Г. Белинский): 230 лет со дня основания Императорской публичной библиотеки – первой общедоступной библиотеки в России.
  9. «Мы умираем, а искусство остается» (А.А. Блок): к юбилеям поэтов/писателей/драматургов (230 лет со дня рождения А.С. Грибоедова; 225 лет со дня рождения Е.А. Баратынского; 165 лет со дня рождения А.П. Чехова; 135 лет со дня рождения Б.Л. Пастернака; 120 лет со дня рождения М.А. Шолохова).
  10. «Науки юношей питают» (М.В. Ломоносов): 270 лет Московскому государственному университету им. М.В. Ломоносова.
  11. «Сквозь огонь и стужу мы прошли» (К.М. Симонов): 100-летие ТАСС (Телеграфного агентства Советского Союза).
  12. «О спорт, ты мир!»: 45 лет XXII Олимпийским играм в Москве.
  13. «Спешите делать добро!»: о роли милосердия в современном обществе.
  14. «Ветер дальних странствий»: 255 лет со дня рождения русского мореплавателя И.Ф. Крузенштерна; 325 лет со дня рождения русского полярного исследователя С.И. Челюскина.

Сочинение пишется участником Конкурса в прозе в жанре рассказа, сказки, письма, дневника, заочной экскурсии, очерка, репортажа, интервью, слова, эссе, рецензии.

Совмещение жанров не допускается.

Поэтические тексты сочинений не принимаются.

 

РАССКАЗ

небольшое повествовательное литературное произведение, содержащее развернутое и законченное повествование о каком-либо отдельном событии из жизни героя. Рассказ содержит малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеет одну сюжетную линию

СКАЗКА

эпическое произведение фантастического, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. В сказке ставятся эстетические, моральные, социальные проблемы

ПИСЬМО

эпистолярный жанр литературы, художественное или публицистическое произведение подлинного или вымышленного характера; обращение автора к определенному лицу с постановкой какого-либо важного вопроса или к широкому кругу читателей с целью привлечения внимания к какому-либо факту или явлению действительности

ДНЕВНИК

форма повествования, которое ведется от первого лица (реального или вымышленного). Дневник содержит записи о текущих событиях, представляемых в хронологическом порядке. Этим обусловлена композиция дневника: разбиение текста на части обусловлено датой произошедшего события. Рассказ о событиях всегда ведется от первого лица, выбор темы дневниковых записей определяется личными интересами автора

ЗАОЧНАЯ ЭКСКУРСИЯ

Разновидность текста-описания, объектом которого является какая- либо достопримечательность. 2. Разновидность очерка, посвященного какому-либо историко-культурному памятнику, в котором в равных долях присутствуют элементы описания, повествования и рассуждения

ОЧЕРК

в художественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы. Публицистический, в том числе документальный очерк излагает и анализирует реальные факты и явления общественной жизни, как правило, в сопровождении прямого их истолкования автором. В основе очерка, как правило, лежит непосредственное изучение автором своего объекта. Основной признак очерка — писание с натуры

РЕПОРТАЖ

жанр журналистики, оперативно сообщающий широкому кругу людей о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является автор. В композиции репортажа можно выделить три части: 1) экспозиция (краткое описание места, времени, участников события); 2) информационный блок (характеристика события, диалоги с участниками, описание деталей, которые, по мнению автора, наиболее точно отражают суть происходящего); 3) заключительная часть (краткая авторская оценка события, которому посвящен репортаж)

ИНТЕРВЬЮ

жанр публицистики, представляющий собой беседу интервьюера и интервьюируемого, обменивающихся информацией (взглядами, фактами, сведениями мнениями), представляющей интерес для публики

СЛОВО

литературное произведение в форме ораторской речи, проповеди или послания. В древнерусской литературе – название произведений поучительного характера, «учительная проза» риторико-публицистического характера. Чаще всего «слово похвальное» требовало изустного произнесения, но, создаваясь заранее (в письменном варианте), оставалось в национальной культуре письменным произведением

ЭССЕ

жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы; прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу. Главную роль в эссе играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций. Выбор темы эссе определяется личным интересом автора

РЕЦЕНЗИЯ

критическая статья или заметка, в которой содержится критический разбор произведения — художественного, научного, публицистического характера и т. п., — дающий информацию об этом произведении и его оценку. Рецензия, оценивающая несколько произведений, объединённых по какому-либо признаку, называется обозрением. Предметом рецензии являются информационные явления – книги, брошюры, спектакли, кинофильмы, телепередачи. Суть рецензии – выразить отношение рецензента к исследуемому произведению

Первый этап Конкурса проводится в образовательных организациях, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования с 1 июня по 20 сентября 2025 г. в очной форме;

Второй этап Конкурса проводится органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования (далее – ОМСУ), в заочной форме с 20 по 29 сентября 2025 г. (далее – муниципальный этап);

Третий этап Конкурса проводится в заочной форме с 1 октября по 10 октября 2025 г. (далее – краевой этап).

Работы на краевой этап конкурса принимаются до 30 сентября включительно только при помощи формы-заявки.

  1. Участники Конкурса выполняют сочинение в письменном виде на официальном бланке темными чернилами синего цвета (Приложение № 2).
  2. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья могут представить сочинение на официальном бланке в печатном виде (в формате Word).
  3. Каждый участник Конкурса имеет право представить на Конкурс одно сочинение.
  4. Сочинения, участвовавшие в других конкурсах, к участию в Конкурсе не допускаются.
  5. Объем сочинения не регламентирован и не может служить основанием для отказа в его приеме на Конкурс или оказывать влияние на оценку работы. 
  6. На федеральный этап Конкурса принимаются отсканированные копии рукописных сочинений в формате pdf. К отсканированному сочинению прилагается копия сочинения в формате Word (doc или docx). При отсутствии одного из указанных вариантов сочинение на федеральный этап Конкурса не принимается.
  7. На всех этапах Конкурса жюри Конкурса проверяет сочинения на наличие некорректных заимствований. В случае выявления на федеральном этапе Конкурса низкого процента уникальности текста (менее 75%) участник Конкурса лишается права на дальнейшее участие в Конкурсе и не включается в список финалистов.

1) формулировка темы сочинения: уместность, самостоятельность, оригинальность;

2) содержание сочинения:

  • соответствие выбранному тематическому направлению;
  • соответствие выбранной теме;
  • полнота раскрытия темы;
  • оригинальность авторского замысла;
  • корректное использование литературного, исторического, биографического, научного и других материалов;
  • воплощенность идейного замысла;

3) жанровое и языковое своеобразие сочинения:

  • соответствие сочинения выбранному жанру;
  • цельность, логичность и соразмерность композиции;
  • богатство лексики и разнообразие синтаксических конструкций; точность, ясность и выразительность речи;
  • целесообразность использования языковых средств;
  • стилевое единство;

4 ) грамотность сочинения:

  • соблюдение орфографических норм русского языка;
  • соблюдение пунктуационных норм русского языка;
  • соблюдение языковых норм (правил употребления слов, грамматических форм и стилистических ресурсов).

 

1. Заявка (pdf) на участие в Конкурсе.

2. Сопроводительный лист (pdf).

3. Конкурсное сочинение — печатный вариант (doc).

4. Конкурсное сочинение — рукописный вариант (pdf) на бланке.

5. Конкурсное сочинение — рукописный вариант без титульного листа (pdf).

6. Согласие на обработку персональных данных (pdf) регионального координатора.

7. Согласие на обработку персональных данных (pdf) участника / законного представителя (для несовершеннолетних обучающихся).

8. Согласие на обработку персональных данных (pdf) педагога, обеспечивающего педагогическое сопровождение участника.

Наличие заявки является обязательным. Все позиции, обозначенные в заявке, обязательны для заполнения.

Заявка может быть заполнена как в рукописном виде, так и в печатном.

Название образовательной организации заполняется в соответствии с Уставом образовательной организации (далее — 00).

Скриншот страницы Устава с названием ОО прикрепляется к заявке.

Заявка заверяется подписью руководителя / заместителя руководителя образовательной организации и печатью.

На краевой этап принимаются:

от краевых образовательных организаций – конкурсные работы, занявшие первую позицию в каждой группе рейтингового списка первого этапа Конкурса;

от ОМСУ – конкурсные работы, занявшие первую позицию в каждой группе рейтингового списка второго этапа.

В случае, когда у участника оказывается количество баллов такое же, как и у следующих за ним в рейтинговом списке, решение о направлении конкурсных работ на следующий этап Конкурса принимается организационным комитетом соответствующего этапа Конкурса, но в каждой категории – не более трех.

Скриншот 10-06-2024 215129

Документы

Контакты операторов конкурса

названиеответственныйэлектронный адретелефон
г.Комсомольск-на-АмуреВасенко Ольга Игоревнаolga-baturina@bk.ru+7 4217 52-26-33
Хабаровский муниципальный район Хабаровского краяБычкова Галина Николаевна +7 4212 38-19-61
г. ХабаровскМишина Александра Сергеевнаaleksa_1693@mail.ru+7 4212 32-46-27
Вяземский муниципальный районЯрославцева Тамара ВикторовнаTamaricYaric2009@yandex.ru+7 4215 33-15-30
муниципальный район имени Полины Осипенко Хабаровский крайПляскина Антонина Сергеевнаrano_p_o@mail.ru+7 4214 42-15-01
Советско-Гаванский муниципальный  районПетько Ирина Петровнаpetkoiria@yandex.ru+7 4213 84-52-12
Бикинский муниципальный район Курган Наталья Николаевна bikin-rmc@yandex.ru 

Кравченко Ирина Николаевна, inkravchenko@khv.gov.ru

Мальцева Татьяна Владимировна, +79625023151 (только письменные сообщения) margadon2001@mail.ru   

Архивы прошлых лет (региональный этап)