Пилотный проект Краевого центра образования. Реализуется для учеников Краевого центра образования с 15 апреля по 10 июня 2025 года. Прием заявок на конкурс осуществляется до 25 мая
обучающиеся 1-11 классов Краевого центра образования. Возможен как индивидуальный, так и коллективный формат участия.
Работы рассматриваются по трём возрастным группам:
- учащиеся 1-4 классов;
- учащиеся 5-8 классов;
- учащиеся 9-11 классов.
Работы принимаются с 1 до 25 мая 2025 года включительно.
Проверка работ, поступивших на конкурс, проводится с 26 мая по 5 июня. Работы, отправленные с нарушением срока и вне тематических направлений конкурса, к оцениванию не допускаются.
Объявление результатов произойдет на странице конкурса в День русского языка – 6 июня 2025 года.
- Медиатворчество. Видеоролик, содержащий ответ на вопрос конкурса, заданный в рамках Тематического направления.
- Агитационный плакат. Допустимые форматы – А4, А3, выполненный участником конкурса в любой из художественно-графических техник
- Литературное творчество. Письменный ответ на вопрос конкурса, заданный в рамках Тематического направления.
- Агитационная кампания в социальной сети. Конкурс оценивает качество и количество материалов (фотографии, плакаты, видеоролики), опубликованных в социальной сети на странице конкурса (с помощью кнопки «предложить пост») https://vk.com/kco_kulturarechi
- Ответ-рассуждение на один из вопросов:
- Почему нужно отказаться от сквернословия?
- Как сквернословие влияет на наши отношения?
- Почему нужно говорить грамотно?
- Почему и от кого нужно защищать свою речь?
2. Творческое осмысление, раскрытие одной из предложенных цитат.
- «Бранные слова оскорбляют уста, из которых исходят, столько же, сколько уши, в которые входят». Екатерина Вторая, Российская императрица (годы правления 1762 по 1796 гг.)
- «Речь… являет собой наиболее организованное, культурное и разумное выражение человеческой природы. Сквернословие же — брешь, скудоумие и полная противоположность порядку, разумности и культурному поведению, кои оно желает разодрать в клочья.» Грэм Джойс, из книги «Безмолвная земля»
- «Предрассудки, грязнословие и недобросовестность имеют нечто общее: они все начинаются там, где заканчивается разум.» Харпер Ли
- «Из привычки сквернословить развивается и склонность к совершению дурных поступков.» Аристотель, из книги «Политика»
- «Стрелы пронзают плоть, а злые слова — душу.» Грасиан-и-Моралес
- «Каков человек, такова его и речь.» Сократ
- «Речь — это показатель ума..» Сенека
- «Заговори, чтобы я увидел тебя.» Сократ
- «Злой язык — признак злого сердца.» Публий Сир
- «Говорящий плохое — всегда в убытке.» Григорий Богослов
- «Чем кто более заслуживает презрения и насмешки, тем наглее его язык.» Сенека
- «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.» К. Паустовский
- «По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности.» К. Паустовский
- «Нравственность человека видна в его отношении к слову.» Л. Н. Толстой
- «Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.» А.И. Куприн
- «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!» И. С. Тургенев
- «Берегите чистоту языка как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас.» И. С. Тургенев
- «Если бесстыдство быта переходит в язык, то бесстыдство языка создает ту среду, в которой бесстыдство уже привычное дело.» Д.С. Лихачёв
- «Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, – распространеннейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе.» Д.С. Лихачёв
- «По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо». Д.С. Лихачёв
- «Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности» Д.С. Лихачёв
- «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает». Д.С. Лихачёв
Сочинение пишется участником Конкурса в прозе в жанре рассказа, сказки, письма, дневника, очерка, репортажа, интервью, слова, эссе.
Поэтические тексты сочинений не принимаются.
РАССКАЗ
небольшое повествовательное литературное произведение, содержащее развернутое и законченное повествование о каком-либо отдельном событии из жизни героя. Рассказ содержит малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеет одну сюжетную линию
СКАЗКА
эпическое произведение фантастического, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. В сказке ставятся эстетические, моральные, социальные проблемы
ПИСЬМО
эпистолярный жанр литературы, художественное или публицистическое произведение подлинного или вымышленного характера; обращение автора к определенному лицу с постановкой какого-либо важного вопроса или к широкому кругу читателей с целью привлечения внимания к какому-либо факту или явлению действительности
ДНЕВНИК
форма повествования, которое ведется от первого лица (реального или вымышленного). Дневник содержит записи о текущих событиях, представляемых в хронологическом порядке. Этим обусловлена композиция дневника: разбиение текста на части обусловлено датой произошедшего события. Рассказ о событиях всегда ведется от первого лица, выбор темы дневниковых записей определяется личными интересами автора
ОЧЕРК
в художественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы. Публицистический, в том числе документальный очерк излагает и анализирует реальные факты и явления общественной жизни, как правило, в сопровождении прямого их истолкования автором. В основе очерка, как правило, лежит непосредственное изучение автором своего объекта. Основной признак очерка — писание с натуры
РЕПОРТАЖ
жанр журналистики, оперативно сообщающий широкому кругу людей о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является автор. В композиции репортажа можно выделить три части: 1) экспозиция (краткое описание места, времени, участников события); 2) информационный блок (характеристика события, диалоги с участниками, описание деталей, которые, по мнению автора, наиболее точно отражают суть происходящего); 3) заключительная часть (краткая авторская оценка события, которому посвящен репортаж)
ИНТЕРВЬЮ
жанр публицистики, представляющий собой беседу интервьюера и интервьюируемого, обменивающихся информацией (взглядами, фактами, сведениями мнениями), представляющей интерес для публики
СЛОВО
литературное произведение в форме ораторской речи, проповеди или послания. В древнерусской литературе – название произведений поучительного характера, «учительная проза» риторико-публицистического характера. Чаще всего «слово похвальное» требовало изустного произнесения, но, создаваясь заранее (в письменном варианте), оставалось в национальной культуре письменным произведением
ЭССЕ
жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы; прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу. Главную роль в эссе играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций. Выбор темы эссе определяется личным интересом автора
Примеры конкурсных работ
Тематическое направление 1.
Ответ на вопрос

Тематическое направление 2.
Осмысление цитаты

Как подать заявку на конкурс?
Для номинаций «Медиатворчество», «Агитационный плакат», «Агитационная кампания в социальной сети»:
- разместите свою работу (видеоролик, изображение, фотографию плаката) на странице конкурса в социальной сети «Вконтакте» (Кнопка «Предложить пост») по адресу: https://vk.com/kco_kulturarechi.
- При оформлении поста не забудьте подписаться на сообщество, указать имя и фамилию автора (если в работе принимает участие группа, укажите всех участников), номер тьюторской группы.
- Заполните заявку с помощью Яндекс-формы, разместив в ней ссылку на видеоролик, плакат. Для номинации «Агитационная кампания в социальной сети» — ссылку на пост.
Обратите внимание: количество работ от одного участника, тьюторской группы не ограничено. Для каждой работы (поста) оформляется отдельная заявка.
Для номинации «Литературное творчество»:
- Заполните заявку с помощью Яндекс-формы, где вы сможете приложить документ с сочинением.
- Сочинение принимается в рукописном варианте (сканированная копия) или в текстовом редакторе.